Ошибки невыжившего

Ошибки невыжившего

Почему нас так разрывает от желания изменить жизнь? Переломить ход карьеры? Открыть свой бизнес?

Все дело в том, что нас, загнанных трудами лошадей, подстёгивают примеры выживших — тех, кому удалось заработать миллионы, сделать стартап, стать знаменитыми.

Блоги и сайты в силу редакционной политики пулеметной очередью выдают каскад успешных историй:

С одной стороны, такие истории дают вдохновение и заряд энергии, чтобы решиться. Возникает резонный вопрос, вызывающий предпринимательский зуд: «Почему бы не попробовать? Чем я хуже?» С другой стороны, мы будто наблюдаем в телескоп одну сторону Луны, будто видим солому поверх ямы: можно перепрыгнуть яму, а можно угодить в капкан. Выжившие говорят, что все преодолимо и безопасно, а умершие в муках на дне ямы замолчали навек.

Как и в историях со стартапами, «выстреливает» только один из десяти бывших наемных сотрудников. Остальные девять дайверов-неудачников после попытки нырнуть на дно за жемчужиной выплывают с пустыми руками (а иногда и без штанов) и плетутся без улова обратно той дорогой, которой шли.

Такой нырок за своим делом совершила и я. Устав от офиса и двухчасовых поездок до Москва-Сити и обратно, и осознав, что обладаю достаточными знаниями для самостоятельного плавания под парусом, я отдала швартовы и подняла якорь.

Но тут посыпались ошибки.

Чем я решила зарабатывать на жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, я описала свой идеальный день: строить график на свое усмотрение, по желанию ездить к заказчику, в остальное время работать дома, в любое момент захотеть и поехать в фитнес на 1-2 часа. Из множества освоенных навыков я выбрала копирайтинг. Мне всегда нравилось писать. От стихов до продающих текстов, от презентаций до интервью. И писать — значит, быть без сотрудников, напарников и без оглядки на коллег.

Таким образом проведя экспресс-оценку навыков и компетенций, я выложила пост в сети:

Ко мне постучались те, кто меня давно читал и знал меня как профессионала. Я радовалась, как начинающий актер, которому вдруг дали главную роль в сериал. Еще бы! У меня столько «поклонников таланта», людей, которые мне доверяют.

Обсудив формальности, мы быстро начали работу.

На старте мне все казалось светлым и радужным: выбранные мной заказчики, интересные задачи, свободный график.

Но уже на этом этапе я совершила основную ошибку — на этапе выбора «Что делать?». Работать как фрилансер на 4-5 компаний — это еще хуже, чем наемным сотрудником в офисе.

Доходы нестабильны. Завтра заказчик может передумать, отказаться от услуг — и ты без работы.

Оплата производится после принятия результата, а принимать его могут очень долго. И платить с юрлица на юрлицо могут тоже долго. Зарплата офисному сотруднику по закону приходит в строго оговоренные дни. Фрилансер в этом смысле законом не защищен.

Приходится в уме хранить задачи, проблемы, потребности нескольких компаний. А у каждого своя ситуация! Иногда просто голова шла кругом. Я каждый день надевала шляпу «геймера», «мамы двоих детей», «повара», чтобы соответствовать образу целевой аудитории, для которой и писала материалы.

Мое предложение заключалось в том, что я за 40 000 рублей выгоднее, чем наемный маркетолог-копирайтер высокого уровня. Это значит, что люди нанимают меня из экономии, пытаясь дешево получить дорогого специалиста. Со всеми вытекающими из этого последствиями: желание возложить больше обязанностей, оплатить чуть позже в силу кассового разрыва или «стартаперского положения».

Ресурс моего времени ограничен, это значит, что нельзя взять «про запас» еще 1-2 клиентов, которые будут ждать свободного слота.

Я ошибочно решила, что готова писать статьи и посты 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Да, мне это нравилось раньше, но как составная часть 100500 других задач: встречи с клиентами, настройка рекламы, составление регламентов, найм сотрудников. А так на 2-3 тексте в неделю начинает воротить от слов, букв, запятых и Google Docs в целом 🙂 Но других обязанностей (в отличие от найма) ждать не стоит, так как ты конкретно подписался на узкий функционал.

Иными словами, это просто удаленный найм на короткое время без гарантий дохода и новых заказов. Как вам такие перспективы? Звучит заманчиво? Или есть все признаки рабства? Конечно, все стартапы с такого начинают. Но тут и надо поступать как стартапу — сначала набрать пул заказчиков или накопить бюджет для старта, а потому уже отрезать пуповину.

Дальше ошибок стало еще больше. Я фантазировала в своей голове, что буду одинаково писать 8 статей в месяц и 20 постов для каждого клиента. Но у всех клиентов запросы оказались разными. Например, одной компании статьи оказались вовсе не нужны, а нужно было позиционирование и создание презентаций. Казалось бы, надо стоять на узкой специализации копирайтера. Но я на тот момент умела гораздо больше, чем просто писать статьи. Я работала руководителем компании, строила отделы маркетинга, создавала новые продукты, поэтому решила включиться, помочь и завоевать лояльность клиента. Но теперь я жалею, что рядом никто не одернул меня и не нахлестал по щекам.

Я две недели пыталась выстроить позиционирование за владельцев компании. Мы встречались, рисовали, смотрели, изучали. Но у меня было всего 2-3 часа в неделю на очную встречу. Время шло, а результата не было. Ибо уж если они не знают, кто они, в чем их миссия и бренд, то сторонний, приходящий на 3-4 часа в неделю сотрудник это точно не решит. Патовая ситуация привела к расставанию: они продолжают думать про позиционирование, а я ушла писать контент для других.

Второй момент, который я не учла, — постоянные правки. Я писала статью, отправляла заказчику, он делал правки — пасовал материал мне, я корректировала — отдала обратно. Хорошо, если он был оперативен. Но иногда текст метался так две недели — а деньги я получаю за готовый продукт!

У третьего заказчика я должна была брать интервью — и на основе полученного материала писать текст для рассылок. Но у моих источников информации попросту не было времени. Один из них руководил строительством, второй — продажами. Важны ли им какие-то рассылки? Конечно, нет. Им важно продать и построить. А про статьи ответ был один: «Ладно, найду как-нибудь время на следующей неделе». Так тянулись дни. А без готового материала нет оплаты. Маркетолог, который нанимал меня, танцевал вокруг специалистов и уговаривал найти время на общение. Его усилия принесли плоды, но уже к тому моменту я устала от «позвоните завтра» и голодными глазами смотрела в сторону одной компании, в которой можно заниматься одним процессом от и до, видеть результат в виде продаж и новых клиентов.

В какой-то момент заказчики захотели за то же время и деньги получать больше контента: почему-то нужно было сделать дополнительную статью или текст для сайта. Здесь налицо нарушение границ,: меня стали воспринимать как рабочую силу, чье время оплачено, а не как подрядчика на конкретный вид и объем работ.

Была ситуация, когда у меня не принимали статью без публикации в топовом СМИ. Я отправила материал в редакцию, мне обещали выход в течение месяца (очередь большая). Но гарантировать публикацию я не могла. Несмотря на то, что мы изначально договаривались только о создании текста и отправке его в редакцию, заказчики требовали ссылки на опубликованную статью…

За три месяца я заработала больше, чем в найме, но получила столько стресса и нервов, что на всю жизнь хватит! Вставать утром и не знать, а будет ли работа. Срываться на скайп-переговорыиз торгового центра в воскресенье, так как у заказчика появилось 30 минут, чтобы поговорить. Нудное написание десятка статей в неделю на одни и те же темы с разных углов. Выбивание заработанных денег через сообщения в мессенджере «Так когда будет оплата?». Ощущение — а зачем вообще вся эта писанина о том, про что уже написано миллион статей? Все это вкупе с нервным тиком и кошмарами привело меня обратно на наемную работу.

Что ж… Я совершила кучу ошибок. Но нельзя сказать, что я получила отрицательный результат. Опыт есть опыт. И он всегда на пользу!

А теперь к практическим выводам

Если принимаетесь за свое дело как фрилансер, то:

·         Фиксируйте все письменно и в договоре, если хотите избежать тяжб, претензий и недопонимания в дальнейшем.

·         Берите деньги за малые куски работы (получать через полгода за весь готовый сайт неверно, надо брать оплату за этапы или отдельные страницы).

·         Спросите у тех, кто уже проходил этот путь, какие будут риски и как себя обезопасить.

·         Берите предоплату (даже если заказчик исчезнет и передумает платить, минимальный объем затрат вы уже покрыли).

·         Оговорите перечень услуг строго и очень подробно (если вы не должны публиковать материал, значит ваша работа заканчивается на этапе написания текста, а не размещениями в СМИ).

·         Создайте минимальный запас средств на 2-3 месяца, чтобы в случае провалов, отсутствия заказчиков вы не паниковали и свободно выбирали новых не от голода, а от сытости, тогда не будет «кого попало» в вашем списке.

 

Анна Чащина

Консультант по запуску онлайн-курсов, стартап-ментор, маркетолог. Помогаю предпринимателям открыть дело своей мечты с минимальными ошибками.

Источник: http://interesno.co/myself/2d3838cc04b7



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишсь на наш Instagram, чтобы первым узнавать о новых статьях!